Дидактические игры



Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи:   совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
                  правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит:
                                                 Я-чудесный мешочек,
                                                 Всем ребятам я — дружочек.
                                                 Очень хочется мне знать,
                                                 Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
 После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
                                                             
Дидактическая игра «Целое и часть»

 Задачи:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного -  картинки с изображением целого фрукта,                                         у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Дидактическая игра «Две корзинки»

 Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

 Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи:      совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры:  дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта.                                                               Например : «Это яблоко — яблочный сок».

 Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи:      учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную  речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок н одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.

                               «Найди, о чем расскажу»                                                                Цель:  Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах.                                                                                             Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам.                                                                                                                                Игровое действие: Угадывание овощей и фруктов по описанию признаков.                                                                                                                    Правило: Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
 Оборудование: Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
          Ход игры: Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи:   развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
 - Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
       - От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
  - Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          
 - Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
 - Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
 - Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      
   - Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!    

Дидактическая игра «ПРИГОТОВЬ БЛЮДО»
Цели: учить составлять блюда, подбирать кубики с изображением отдельных продуктов для составления из них определенного блюда.
Материал: пирамидка из крупных кубиков на подставке (вращающийся диск). На каждой грани кубика изображение какого-либо продукта. На диске – изображение готовых блюд (тарелка с кашей, щи, стакан с компотом и другие).
Игровая   задача: подбирать кубики с изображением   отдельных   продуктов   для   составления из них определенного блюда.                                                                                 Игровые правила: на диске внизу пирамидки выбери любое блюдо; поворотом кубиков в пирамидке подбери состав продуктов для этого блюда (выстроив их изображения в одну линию сверху вниз).
«АЗБУКА ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ»
Цели: учить детей так подбирать блюда для своего рациона, чтобы еда была не только вкусной, но и полезной; упражнять детей в составлении меню для себя с учетом полезности продуктов и содержанию в них витаминов.                                                                Наглядный материал: изображение стола, на котором нарисованы пустые тарелки, ваза и другие столовые приборы; картинка с изображением мальчика, который выглядит здоровым и другого ребенка, толстого, неуклюжего; предметные картинки с изображением продуктов, овощей, фруктов, печенья, бананов, огурцов, конфет и рыбы .
Ход игры
1 вариант. Воспитатель предлагает детям составить меню для себя, подбирая продукы, с учетом их полезности и содержанию в них витаминов.
2 вариант. Предложить детям подобрать продукты для питания здорового мальчика (правильное питание), полного мальчика (неправильное питание).
                                         





«ГОТОВИМ ОБЕД»
Цели: дать представления детям о продуктах, употребляемых в вареном, жареном, консервированном и сыром видах; закрепить алгоритмы приготовления салатов.
Материал: большие карточки с изображением кипящей на огне кастрюли, сковороды; карточки с изображением салатницы, стеклянной банки; карточки в 1,5 раза меньше больших карточек с изображением овощей: капуста, картофель, салат, огурец, помидор и т.д., ягод: малина, клубника, ежевика, крыжовник и т.д., молочных продуктов; мяса и мясных продуктов (колбасы); рыбы; птицы; крупы; муки; яиц; специй.
Ход игры
1 вариант. Ведущий-повар предлагает меню, дети выбирают продукты (карточки с рисунками) и рассказывает, что они будут использовать для приготовления первого, второго и третьего блюд.
Можно предлагать праздничное меню, завтрак для спортсмена, туриста. Меню для детей-аллергиков.
2 вариант. Дети рассказывают о пользе продуктов, о витаминах, содержащихся в каждом из продуктов.









Игра «витаминный мешочек»
Цель: Дать знания о витаминах, их полезности и опасности для организма человека. Развивать познавательную активность, тактильное восприятие.
Ход: В мешок кладут фрукты, овощи.  Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его  и вместе  с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще.

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …
(В6).
Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…
(Е)
Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…
(А)
Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…
(цинка)
В черной смородине, шиповнике, лимоне -
Полно…(С) витамина,
Полезен  он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!
Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться -
Ешь говядину и творог:
Они содержат…
(В12)
Пожелание о сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!





«Где растет?»
Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.                                                                              Правила игры: разобрать  овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.                                                                                                       Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
«Почтальон принес посылку»
 Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию. Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки. Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
                                    «Соберем урожай»                                                                                           Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).                                                                         Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.                                                                                   Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету. «Овощехранилище» Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления. Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.                                                                                                       Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод. Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды
                                    «Овощехранилище»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.                                        Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.                                                                                                                      Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод. Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды



 «Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.                                                                                                    Материал: карточки с разнообразными объектами.                               Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.




Сюжетно-ролевая игра «Семья покупает полезные продукты.»                                                                                                       
Цели игры:                                                                                                                           Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
Побуждать детей использовать слова-названия полезных продуктов, диалогическую речь в ходе игры.
Формировать дружеские взаимоотношения в игре.
Закрепить ранее полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании.
Игровой материал:                                                                                                                            Игровые комплексы «Магазин» и «Дом», корзина для покупок, игрушки-муляжи продуктов, кассовый аппарат, деньги, кошелек, сумка, коляска с куклой, сумка.
Игровые роли:                                                                                                                                               Продавец, мама, папа, бабушка (воспитатель).
Словарная работа:                                                                                                                                                                                                            Будьте добры, мы хотим купить, возьмите, пожалуйста, покупки, полезные продукты.
Примерный ход cюжетно-ролевой игры:                                                                                        Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Далее игра развивается по привычному для детей сюжету «Семья».

Комментариев нет:

Отправить комментарий